Показатели нервно-психического развития детей раннего возраста
(1-3 лет)
Сенсорное развитие
Основные показатели |
1г. |
1,3 |
1,6 |
1,9 |
2г. |
2,3 |
2,6 |
2,9 |
3г. |
||
1 |
Узнавание реальных предметов |
0 |
0 |
||||||||
моделей |
0 |
0 |
|||||||||
графического изображения |
0 |
0 |
0 |
||||||||
контурного изображения |
0 |
0 |
|||||||||
2 |
Форма |
||||||||||
а) Объемные формы |
|||||||||||
соотнесение |
0 |
0 |
|||||||||
выбор по слову |
0 |
0 |
|||||||||
называние |
0 |
0 |
0 |
||||||||
б) Плоскостные формы |
|||||||||||
соотнесение |
0 |
0 |
|||||||||
выбор по слову |
0 |
0 |
|||||||||
называние |
0 |
0 |
0 |
||||||||
3 |
Величина |
||||||||||
Ориентировка в 2-х контрастных величинах |
0 |
0 |
|||||||||
в 3-х контрастных величинах |
0 |
0 |
|||||||||
4 |
Цвет |
||||||||||
соотнесение |
0 |
0 |
|||||||||
выбор по слову |
0 |
0 |
0 |
||||||||
называние |
0 |
0 |
0 |
||||||||
5 |
Пространственные представления |
||||||||||
6 |
Ориентировка в схеме собственного тела |
0 |
0 |
||||||||
7 |
Различение двух разных по величине предметов |
0 |
0 |
||||||||
8 |
Из предметов разной формы (3-4) по предлагаемому образцу и словесной инструкции подбирает предметы такой же формы |
0 |
0 |
||||||||
9 |
Различает три разных по величине предмета |
0 |
0 |
||||||||
10 |
По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета |
0 |
0 |
||||||||
11 |
Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех цветов |
0 |
0 |
||||||||
12 |
Называет 4 основных цвета |
0 |
|||||||||
13 |
Складывание пирамидки по подражанию |
0 |
0 |
||||||||
по образцу |
0 |
0 |
|||||||||
14 |
Конструирование из кубиков по подражанию |
0 |
0 |
||||||||
по образцу |
0 |
0 |
|||||||||
15 |
Конструирование из палочек по подражанию |
0 |
0 |
||||||||
по образцу |
0 |
0 |
|||||||||
16 |
Складывание разрезной картинки по подражанию |
0 |
0 |
||||||||
по образцу |
0 |
Развитие общих движений
Основные показатели |
1г. |
1,3 |
1,6 |
1,9 |
2г. |
2,3 |
2,6 |
2,9 |
3г. |
||
1 |
Подпрыгивание при поддержке за обе руки |
0 |
0 |
||||||||
2 |
Залезание на предмет (выс.15-20см) и слезание с него |
0 |
0 |
||||||||
3 |
Бросание мяча обеими руками |
0 |
0 |
||||||||
4 |
Ходьба без поддержки |
0 |
0 |
0 |
|||||||
5 |
Ходьба по лестнице приставным шагом с опорой |
0 |
0 |
0 |
|||||||
6 |
Сидение на корточках |
0 |
0 |
||||||||
7 |
Залезание на горку |
0 |
0 |
0 |
|||||||
8 |
Ходьба по ограниченной плоскости (ширина 30см.) с помощью взрослого |
0 |
0 |
0 |
|||||||
9 |
Бросание мяча обеими руками в горизонтальную цель |
0 |
0 |
0 |
|||||||
10 |
Перешагивание через палку |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
11 |
Подпрыгивание на месте без помощи взр. |
0 |
0 |
0 |
|||||||
12 |
Подлезание под предмет |
0 |
0 |
0 |
|||||||
13 |
Ходьба по гимнастической скамейке с помощью взрослого |
0 |
0 |
||||||||
14 |
Ходит длительно, меняет положения (приседает, наклоняется). |
0 |
0 |
||||||||
15 |
Быстрая ходьба |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
16 |
Ходьба по наклонной доске (ширина 30 см) с помощью взрослого |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
17 |
Устойчивая ходьба при перемене направления |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
18 |
Лазание по стремянке приставным шагом |
0 |
0 |
0 |
|||||||
19 |
Бег без координации «рука-нога» |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
20 |
Бросание мяча двумя руками в вертикальную цель (Ф 60 см, высота 100 см, расстояние до цели 50-75 см) |
0 |
0 |
0 |
|||||||
21 |
Движения более скоординированные, перешагивает через препятствия приставным шагом (например, через палку, лежащую на полу). |
0 |
0 |
||||||||
22 |
Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см, на высоте от пола 15-20 см |
0 |
0 |
||||||||
23 |
Перешагивание препятствия, чередуя шаг |
0 |
0 |
||||||||
24 |
Перелезание через гимнастическую скамейку |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
25 |
Лазание по вертикальной лесенке приставным шагом |
0 |
0 |
0 |
|||||||
26 |
Ходьба по гимнастической скамейке без помощи взрослого |
0 |
0 |
0 |
|||||||
27 |
Лазание по вертикальной лестнице переменным шагом |
0 |
0 |
0 |
|||||||
28 |
Вставание на цыпочки |
0 |
0 |
||||||||
29 |
Бросание мяча в вертик. цель одной рукой |
0 |
0 |
0 |
|||||||
30 |
Ходьба с переменным ритмом |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
31 |
Ходьба по наклонной доске без помощи взрослого |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
32 |
Переставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу (палка, кубики на расстоянии между ними 20 см). |
0 |
0 |
||||||||
33 |
Ловля мяча Ф 15-20 см обеими руками (расстояние 80-100 см) |
0 |
0 |
0 |
|||||||
34 |
Ходьба по лестнице переменным шагом без опоры |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
35 |
Перепрыгивание через палку |
0 |
0 |
0 |
|||||||
36 |
Бег с координацией «рука-нога» |
0 |
0 |
||||||||
37 |
Переступает через препятствия высотой 10-15 см чередующим шагом |
0 |
|||||||||
38 |
Подпрыгивание на одной ноге |
0 |
Формирование предметной деятельности, предпосылок к игровой и продуктивной деятельности
Основные показатели |
1г. |
1,3 |
1,6 |
1,9 |
2г. |
2,3 |
2,6 |
2,9 |
3г. |
||
1 |
Усвоение назначения и способа употребления окружающих предметов |
0 |
0 |
||||||||
2 |
Формирование соотносящих действий |
0 |
0 |
||||||||
3 |
Формирование орудийных действий |
0 |
0 |
||||||||
4 |
Воспроизведение отдельных игровых действий |
0 |
0 |
||||||||
5 |
Воспроизведение ряда игровых действий |
0 |
0 |
||||||||
6 |
Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия (причесывает куклу, умывает и т.д.). |
0 |
0 |
||||||||
7 |
Использование в игре полифункциональных предметов |
0 |
0 |
||||||||
8 |
В игре воспроизводит ряд логически связанных действий. Например: куклу купает и вытирает. |
0 |
0 |
||||||||
9 |
В игре действует взаимосвязано, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет) 2-3 действия. |
0 |
0 |
||||||||
10 |
Сюжетный характер игры |
0 |
0 |
||||||||
11 |
Возникновение ролевой игры |
0 |
|||||||||
12 |
Формирование конструктивной деятельности |
0 |
0 |
||||||||
13 |
Формирование основных формообразующих изобразительных движений |
0 |
0 |
||||||||
14 |
Изображение знакомых предметов основными средствами изодеятельности |
0 |
0 |
Развитие речи
Основные показатели |
1г. |
1,3 |
1,6 |
1,9 |
2г. |
2,3 |
2,6 |
2,9 |
3г. |
||
1 |
Лепетные псевдослова (ситуативное использование) |
0 |
|||||||||
2 |
Понимание простой фразы |
0 |
0 |
||||||||
3 |
Первые слова |
0 |
0 |
0 |
|||||||
4 |
Пользуется лепетом и облегченными словами (машина «би-би», собака «ав-ав»). |
0 |
0 |
||||||||
5 |
Значительно увеличивается запас понимаемых слов. |
0 |
0 |
0 |
|||||||
6 |
В момент удивления или сильной заинтересованности называет предметы. |
0 |
0 |
0 |
|||||||
7 |
Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине. |
0 |
0 |
||||||||
8 |
Фраза из 2 слов (актив) |
0 |
0 |
||||||||
9 |
Понимание двухэтапной инструкции |
0 |
|||||||||
10 |
Понимание падежных конструкций |
0 |
0 |
||||||||
11 |
Местоимение, наречие |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
12 |
Числительные |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||||
13 |
Прилагательные |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||
14 |
Фраза из 3-4 слов |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||
15 |
Усвоение предлогов |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||
16 |
Грамматические формы множественного числа |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||
17 |
Пользуется 2-3-х словными предложениями при общении со взрослыми. |
0 |
0 |
0 |
|||||||
18 |
Понимание предложных конструкций с предлогами |
0 |
0 |
0 |
|||||||
19 |
Строит предложения из 3 и более слов |
0 |
0 |
0 |
|||||||
20 |
Сложные предложения |
0 |
0 |
0 |
Навыки самообслуживания
Основные показатели |
1г. |
1,3 |
1,6 |
1,9 |
2г. |
2,3 |
2,6 |
2,9 |
3г. |
||
1 |
Самостоятельно ест густую пищу |
0 |
0 |
||||||||
2 |
Формирование навыков опрятности |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
3 |
Умеет частично раздеваться |
0 |
|||||||||
4 |
Моет и вытирает руки |
0 |
0 |
0 |
|||||||
5 |
Умеет одеваться |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||
6 |
Чистит зубы с помощью взрослого |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||
7 |
Застегивает пуговицы, кнопки |
0 |
|||||||||
8 |
Самостоятельно раздевается и одевается |
0 |
|||||||||
9 |
Всегда просится на горшок |
0 |
|||||||||
10 |
Аккуратно кушает, держа правильно ложку |
0 |
|||||||||
11 |
Самостоятельно моет руки и лицо |
0 |
|||||||||
12 |
Пользуется носовым платком |
0 |
Социальное развитие
Основные показатели |
1г. |
1,3 |
1,6 |
1,9 |
2г. |
2,3 |
2,6 |
2,9 |
3г. |
||
|
Потребность в общении со взрослым ярко выражена (стремится быть рядом со взрослым; часто ступает в контакт). |
0 |
0 |
0 |
|||||||
|
Общение на эмоционально-личностном уровне. Понимает слово «нельзя» и правильно на него реагирует. |
0 |
0 |
||||||||
|
Контакт на уровне «делового» общения по поводу действий с предметами. |
0 |
0 |
||||||||
|
Положительно реагирует на других детей (проявляет к ним интерес, улыбается, отдает игрушку, смеется и т.п.) |
0 |
0 |
||||||||
|
Очень привязан к любимому взрослому человеку (к маме, бабушке или сестренке). |
0 |
0 |
||||||||
|
Тянется к другим детям, но не всегда готов делиться игрушками. |
0 |
0 |
||||||||
|
Ребенок обнаруживает потребность в доброжелательном внимании взрослого и общении с ним. |
0 |
0 |
||||||||
|
Проявляет активность |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
|
Испытывает потребность в общении со взрослыми, ожидая участия, внимания и помощи в совместных действиях и играх. Выделяет взрослых, уделяющих особое внимание познавательному развитию ребенка (рассказывание, чтение, совместные наблюдения и т.п.). |
0 |
0 |
||||||||
|
Чувства выражает мимикой, тоном голоса; начинает выражать словами свои эмоциональные ощущения («больно», «боюсь», «смеюсь» и т.п.). |
0 |
0 |
||||||||
|
Эмоционально сочувствует близкому человеку, если видит, что его кто-то огорчил, обидел (встает на его сторону и защиту). |
0 |
0 |
0 |
|||||||
|
Начинает проявлять интерес к совместным играм с детьми, их действиям с игрушками. Получает удовольствие от партнерских игр с ровесниками. |
0 |
0 |
||||||||
|
Может испытывать особое чувство симпатии к кому-то из детей (другу или подруге). |
0 |
0 |
||||||||
|
Подражает действиям, мимике, голосовым интонациям близких взрослых. |
0 |
0 |
0 |
|||||||
|
Негативное, агрессивное отношение в ситуации общения |
0 |
|||||||||
|
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||
|
Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого). |
0 |
0 |
0 |
|||||||
|
Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками. |
0 |
0 |
||||||||
|
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм. |
0 |
0 |
0 |
0 |