Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 5 человек

Социальные истории для детей с аутизмом (видео). Создание социальных историй.

Дата: 19 июля 2018 в 17:13, Обновлено 8 ноября 2023 в 12:41

Социальная история "Как приветствовать друзей" 

https://www.youtube.com/watch?v=MBJOv3CsQ5I

Социальная история "Как чистить зубы"  

https://www.youtube.com/watch?v=2u6Zv9n2WQo&list=PL0oxqmDheGOxcjYe18d1EHDc58vD9-9dj

Социальная история "Визит к врачу" 

 https://www.youtube.com/watch?v=T1efhZD0smU

Социальная история "Стрижка" 

 https://www.youtube.com/watch?v=Nd3vHvd32Bk

Социальная история  "Визит к стоматологу"  

https://www.youtube.com/watch?v=Vt0WJR4JwWE&t=5s


Создание социальных историй                     

Дети с аутизмом испытывают трудности в социальном взаимодействии. Социальные истории  помогают людям в спектре аутизма «считывать» и понимать социальные ситуации. Адекватное социальное поведение объясняется ребенку в форме истории.

Этот метод был разработан Кэрол Грей, и его цель – предоставить аутичному человеку ответы на вопросы о том, как взаимодействовать с другими людьми подобающим образом

Разные истории могут подразумевать разные цели. Социальные истории могут быть использованы для целого ряда различных потребностей, например: для акклиматизации ребенка к новой среде, чтобы развеять страхи и неуверенность в себе, приучить к гигиене и чистоте, делать определенные процедуры.

Определитесь с темой вашего рассказа. Некоторые социальные рассказы предназначены для использования в целом, в то время, как другие истории нацеливаются на определенную ситуацию, событие или деятельность.

  • Примерами социальных историй, которые могут быть использованы в целом, как правило, являются: «как мыть руки», «как подготовить стол к обеду». Примерами историй, которые нацелены на конкретную ситуацию или событие, могут быть: «поход на медосмотр» или «посадка на рейс самолета».
  • Социальные историй общего предназначения могут быть прочитаны или просмотрены один или несколько раз на день в зависимости от подготовки ребенка. Социальные рассказы, предназначенные для определенной цели, ситуации должны быть поданы ребенку непосредственно перед этим событием.
  • Например, социальную историю для посещение кабинета врача следует читать как раз перед выездом ребенка на осмотр.

Ограничьтесь одной темой в каждой социальной истории. Ребенок с аутизмом не может усвоит слишком много информации сразу. Рассказывайте только об одном конкретном событии, ситуации, эмоции или способе поведения.

  • Дети с расстройствами аутистического спектра чаще всего имеют хорошее визуальное восприятие, поэтому вы можете включать в свои социальные истории картинки, фотографии и рисунки. Этим можно лучше привлечь внимание ребенка и сделать рассказы более интересными.

Сделайте так, чтобы главный герой социальной истории был похож на ребенка. Чтобы малыш увидел себя главным героем истории. Это можно сделать, придав главному герою какие-то общие качества с малышом: пол, внешний вид, число членов семьи, интересы или навыки.

  • Когда ребенок начинает понимать, что герой истории и он похожи, то для вас, как для рассказчика, будет намного проще передать свое сообщение. Есть надежда на то, что ребенок начнет сопоставлять себя с персонажем истории и будет делать все, что делает герой рассказа.
  • Например, когда вы будете рассказывать социальную историю мальчику Андрею, вы можете начать так: «Жил-был мальчик по имени Андрей, он был умным, послушным, высоким, симпатичным и любил играть в баскетбол, как ты».

Создавайте свои социальные истории всегда положительными и добрыми. Социальные истории всегда должны быть представлены таким образом, чтобы ребенок был способен связать их с позитивным поведением.

  • В социальной истории не должно быть никакого негативного подтекста. Атмосфера, отношение и тон людей, вовлеченных в рассказ, должны быть только положительными.

Привлекайте больше людей, которые бы выступали в социальной истории в роле персонажей. Это поможет напрямую привлечь людей, которые имеют место в жизни ребенка, его воспитании и формировании: например, если история о совместной игрушке, то можете привлечь брата или друга ребенка.

  • Ребенок будет лучшее связывать себя с другими людьми, также вы увидите, как ребенок будет относиться к тому, чтобы поделиться чем-то с другими, например, своими игрушками. Также это даст возможность понаблюдать за изменениями в отношении малыша к брату или другу, когда он будет готов поделиться чем-то.

Рассказывайте социальную историю об определенном поведении перед тем, как поставить ребенка в подобную ситуацию.

  • Поскольку история свежа в сознании ребенка, он будет помнить то, что произошло в этом рассказе и попытается действовать таким же образом, как это было в рассказе.
  • Например, если история о том, что нужно делиться своими игрушками будет прочитана перед перерывом, то во время перерыва история остается еще свежей в памяти и дети могут сразу применять это на практике, делиться игрушками с другими.

Создавайте разные истории для различных потребностей. Социальные истории также можно использовать, чтобы помочь ребенку справится с эмоциями и чувствами, которые в основном являются неуправляемыми.

  • Социальные истории могут научить некоторым необходимым социальным навыкам, например, общению с другими людьми таким образом, чтобы это не приводило к конфликту. Это часто бывает необходимо, потому что дети с расстройствами аутистического спектра имеют проблемы с нехваткой некоторых адекватных социальных навыков.
  • Социальные истории могут также привить навыки, которые необходимы ребенку для поддержания чистоты и гигиены, например, что делать после пробуждения, как пользоваться туалетом, как мыть руки и так далее.

Заменяйте одну социальную историю другой, если ваш ребенок схватывает суть вашего сообщения. Социальные истории могут быть изменены в зависимости от навыков, которые приобретает ребенок. Вы можете удалить некоторые элементы из социальной истории или добавить новые, чтобы удовлетворить текущее потребности малыша.

  • Например, если у ребенка уже есть понимание, как попросить перерыв, когда он чувствует себя перегруженным, то та часть истории, в которой вы прививаете ему это поведение, может быть опущена или изменена.

Кэрол Грей рекомендует специфическую схему социальной истории. Эта схема включает:

Описательные предложения

Описательные предложения рассказывают о том, что люди делают в конкретных социальных ситуациях, и определяют, где эти ситуации происходят, кто в них участвует, что эти люди делают и почему. Пример описательных предложений: «Иногда в школе включается пожарная тревога. Пожарная тревога – это очень громкий звонок, который включают, когда в школе настоящий пожар, или когда все тренируются в выходе из здания в случае пожара. Учителя, уборщики и директор помогают нам всем построиться и быстрее выйти из здания. Пожарная тревога очень громкая, чтобы все ее услышали. Иногда я думаю, что она слишком громкая».

Перспективные предложения

Этот тип предложений описывает реакции других людей, чтобы человек узнал точку зрения окружающих на эту ситуацию и мог выучить, как другие люди воспринимают различные события. Эти предложения описывают внутренние состояния людей, их мысли, чувства и настроение.

Пример перспективного предложения:

«Пожарная тревога не беспокоит всех людей. Учителя, уборщики и директор могут не понимать, почему меня беспокоит пожарная тревога. Иногда они могут разозлиться, потому что я не выхожу достаточно быстро или не понимаю, что делать. Их работа состоит в том, чтобы вывести меня из здания как можно скорее, чтобы я был в безопасности в случае настоящего пожара».

Директивные предложения

Директивные предложения описывают желательный или подходящий образ действий в данной ситуации. Такие предложения строятся в утвердительной форме, объясняя в позитивных терминах, какое поведение является желательным. Природа директивных предложений такова, что их нужно использовать с большой осторожностью и не ограничивать выбор человека.

Директивные предложения формулируются только позитивно и только от первого лица. Директивные предложения обычно следуют за описательными предложениями, и они рассказывают о том, что является ожидаемым ответом на подсказку или ситуацию. Директивные предложения обычно начинаются с «Я могу попытаться…», «Я попытаюсь…» или «Я буду работать над…». Пример директивного предложения: «Я попытаюсь оставаться спокойным, когда звонит пожарная тревога».

Нужно следить за тем, чтобы не использовать слишком много директивных или контролирующих предложений в социальной истории, а то вы превратите ее в «антисоциальную историю» – набор требований и команд.

Не используйте слишком много директивных предложений

Кэрол Грей рекомендует использовать их в следующем соотношении: 1 директивное предложение на каждые 2-5 описательных или перспективных предложений.

Можно использовать  утвердительные предложения, чтобы выделить другие предложения. 

  • Утвердительные предложения подчеркнут его важность.
  • Например: «Я постараюсь мыть руки после использования туалета. То, что я делаю очень важно». Второе предложение подчеркивает важность мытья рук.

Можно создавать предложения о важности других людей. Эти предложения помогут ребенку понять/осознать роль окружающих в тех или иных ситуациях.

  • Например: «Там будет активное движение на дороге. Мои мама и папа помогут мне перейти дорогу». Это помогает ребенку понять, что он должен сотрудничать с мамой и папой, чтобы перейти дорогу.

Контролирующие предложения

Напишите контролирующие предложения в качестве напоминания для ребенка, чтобы помочь ему вспомнить и применить то или иное качество в конкретной ситуации. 

Пример контролирующего предложения: «Когда звучит пожарная тревога, думай о динозаврах и о том, как они идут друг за другом из леса, чтобы спастись от огненных метеоритов».

«Чтобы быть здоровым, мне нужно есть овощи и фрукты при каждом приеме пищи, так как даже растениям нужна вода и солнечный свет, чтобы расти».

Можно использовать частичные предложения, чтобы история стала интерактивной. Эти предложения помогут ребенку сделать некоторые догадки о ситуации. Ребенок будет иметь возможность угадать предстоящие шаги в ситуации.

  • Например: «меня зовут ------, а моего брата зовут ------ (описательное предложение). Мой брат будет чувствовать -------, когда я поделюсь с ним своими игрушками (поощрительное предложение)».

Расскажите ребенку историю, которая поможет ему выражать свои эмоции и мысли. Например, история может быть такая: «Я зол и расстроен. Я чувствую, что хочу кричать и бить других. Но если расстроить людей вокруг меня, то никто не будет играть со мной. Мои мама и папа сказали мне, что я должен сказать взрослому, который рядом со мной, что я расстроен. Я сделаю глубокий вдох и выдох и в ближайшее время буду чувствовать себя лучше».

Используйте историю, чтобы помочь ребенку подготовиться к визиту к врачу или стоматологу. Специфическая социальная история должна подготовить ребенка мысленно к тому, что его может ожидать в кабинете врача.

  • Было бы замечательно, если бы дети с аутизмом посещали врача с удовольствием. Как правило, их беспокоят слишком яркие огни, громкие звуки, непосредственная близость незнакомых людей, повышенная чувствительность к сенсорной стимуляции. Посещение кабинета врача или стоматолога включает большинство из вышеперечисленных вещей. Поэтому очень важно для ребенка, чтобы он был подготовлен и мысленно настроен сотрудничать с врачами и родителями.

Введите в историю новые понятия, правила и способ поведения. Социальные истории могут быть использованы для подготовки ребенка к новым играм, спорту во время уроков физкультуры. Они могут привить навыки, необходимые для игры в футбол или бейсбол.

  • Социальные истории также помогут ребенку ожидаемого социального поведения при занятиях спортом. Например, дети не могут быть готовы поделиться мячом или передать мяч другим во время игры. Поэтому, когда обучать детей навыкам и приемам игры в футбол или баскетбол, социальные рассказы могут быть введены и интегрированы с рассказами о том, что важно делиться и так далее.

Расскажите ребенку социальную историю, которая бы помогла подавить свои страхи. Социальные истории могут быть использованы, если ребенок с расстройствами аутистического спектра начинает ходить в школу или переходит в новую школу, следующий класс. Какой бы ни была причина, он может чувствовать страх и тревогу.

  • Таким образом, дети могли бы переходить в новый класс с помощью социальных историй. Это поможет быстрее освоиться в коллективе, в столовой, в библиотеке, на детской площадке.
  • Поскольку ребенок уже посетил необходимые места с помощью социальных историй, он чувствует себя менее неуверенно и менее озабочено на новом месте. Это известный факт, что дети с расстройствами аутистического спектра трудно привыкают к изменениям. Но когда до этого подготовиться, то ребенок справиться с этим с меньшим сопротивлением.

Разбейте социальные рассказы на части. Иногда социальные истории могут быть разделены на части, чтобы упростить их понимание. Это может быть полезным для значимых событий таких, как подготовка к путешествию на самолете.

  • Рассказ должен быть сделан очень подробно и включать в себя такие вещи: необходимость стоять в очереди, ждать в залах, действия во время ожидания, поведение и так далее.
  • В первой части истории можно говорить о ситуациях, которые включают подготовку к поездке, упаковку чемоданов и дорогу в аэропорт, например:
  • «Место, в которое мы едем теплее, чем то, где мы живем, так что мне нужно упаковать легкую одежду, а не теплые куртки. Как раз в это время может пойти дождь, поэтому мне нужно взять с собой зонт. У меня будет достаточно времени для себя, так что я возьму с собой мои любимые книги, головоломки и маленькие игрушки».

Создайте вторую и третью части социальной истории, рассказывая о соответствующем поведении. Вторая часть может говорить о том, что может ожидать ребенка в аэропорту, например:

  • «В аэропорту будет много других людей. Это нормально, потому что они тоже путешествуют, как и я. Мои мама и папа должны взять посадочный талон, так что мы имеем право на полет. Для этого мы должны ждать своей очереди. Это может занять некоторое время. Я могу стоять с мамой и папой или сидеть в коляске рядом ними. Я также могу почитать книгу, если захочу».
  • В третья части может говориться о том, чего ожидать в самолете и как вести себя соответствующим образом. Например: «Там будут расположены рядами сидения, а также может быть много других людей. Рядом со мной может сидеть незнакомец, но это хорошо. Я должен сесть на свое место и пристегнуться ремнем безопасности. Если мне что-то нужно, я должен тихонько сказать об этом маме или папе. Я не должен кричать, вопить, дергать ногами, а быть спокойным и послушным, во всем слушаться своих маму и папу».

Как использовать социальные истории

Принимайте во внимание настроение вашего ребенка, когда рассказываете социальную историю. Учитывайте время, место и настроение ребенка, рассказывая ему социальною историю: ребенок должен чувствовать себе комфортно, в безопасности, быть спокойным и полностью отдохнувшим.

  • Не нужно рассказывать историю, когда ребенок голоден или устал. Суть социальной истории не может быть воспринята ребенком, когда его настроение не очень хорошее.
  • Нужно избегать мест, где есть яркие огни, громкие звуки или иные отвлекающие факторы, к которым ребенок может быть чувствителен. Потому что в таких условиях рассказывать социальную историю просто бессмысленно.

Если человек с аутизмом умеет читать, то родитель может представить историю, прочитав ее дважды. Затем человек может читать историю один раз в день самостоятельно. Если человек с аутизмом не умеет читать, то родитель может записать свое чтение истории на видео или аудио, одновременно подсказывая человеку, что пора перевернуть страницу. Можно подсказывать с помощь звонка или вербального предложения о том, что пора перевернуть страницу.

Человек слушает и «читает» историю один раз в день. Когда у человека с аутизмом развивается навык, описанный в социальной истории, можно постепенно уменьшать ее применение. Это можно сделать, уменьшив количество раз в неделю, когда история читается, а затем напоминать об истории только раз в месяц или по необходимости.

Примеры социальных историй

Когда я не слушаю других людей

Очень важно смотреть на людей и прекратить делать то, что я делаю, если они хотят мне что-то сказать.

Иногда взрослые говорят мне очень важные вещи, которые я должен знать.

Если я не смотрю и не слушаю, то я могу пропустить что-то важное, и взрослые рассердятся.

Я знаю, что это плохо – продолжать делать то, что я делаю, если взрослые хотят, чтобы я слушал.

Я буду слушать взрослых, когда они говорят со мной.

Как настроиться на других людей

Я думаю только о том, что говорят или делают другие люди.

Когда я это делаю, у меня могут появиться новые друзья, и я понимаю, что происходит вокруг.

Если я думаю о других вещах, то я могу отвлечься и даже запутаться.

Люди подумают, что я странный и со мной не будут играть.

Я всегда буду думать о том, что говорят и делают другие люди.

Перебивание

Нельзя перебивать людей, которые разговаривают или чем-то заняты. Это невежливо.

Если это очень важно, то я могу похлопать человека по плечу и сказать «прошу прощения». В остальных случаях я должен быть терпеливым и ждать, когда они закончат.

Перебивание злит людей, потому что они перестают говорить, и они могут забыть, о чем они говорили.

Каждый заслуживает того, чтобы говорить без перебивания.

Взрослым нравятся вежливые дети. Они особенно гордятся детьми, которые не перебивают.

Иногда я думаю, что что-то очень важно, а взрослый говорит мне, что это не так.

Если это происходит, то мне нужно терпеливо ждать.

Личное пространство

Когда я говорю с людьми, мне нужно предоставлять им личное пространство и не приближаться к их лицам.

Когда люди стоят слишком близко, то другие люди чувствуют себя дискомфортно.

Каждому нужно личное пространство.

Когда я вызываю дискомфорт у других людей, они стараются меня избегать.

Может быть, они даже не захотят снова со мной разговаривать.

Когда я предоставляю достаточно личного пространства людям, то я могу играть и говорить с ними, я могу повеселиться, и у меня могут появиться новые друзья.

Никакого ответа от других людей

Иногда люди не отвечают, когда я говорю с ними.

Может быть, они меня не слышали.

Может быть, они были невнимательны.

Может быть, они были заняты.

Может быть, они просто не хотят со мной говорить.

Не мое дело заставлять людей отвечать мне.

Я могу просто забыть об этом. Может быть, они поговорят со мной позже.

Вопросы, на которые ты знаешь ответ

Это нехорошо – задавать вопрос, на который я знаю ответ.

От этого другие люди будут скучать.

Люди могут подумать, что я не могу запомнить их ответы.

Люди могут подумать, что я глупый.

Люди могут подумать, что я их проверяю, и от этого они рассердятся.

Если я хочу поговорить с кем-то, то я могу задать вопрос, на который я не знаю ответа.

Время в кругу

Время в кругу означает, что я слушаю учителя.

Если я говорю с другими детьми, учитель может расстроиться, потому что я не слушаю его.

Другие дети могут подумать, что я плохой мальчик, который не соблюдает правила.

Когда я слушаю учителя, то я учусь.

Учиться весело, и я могу помнить о том, что нужно слушать учителя.

Игра вместе

Я говорю с детьми, с которыми я играю.

Очень важно не говорить с детьми, которые играют с другими детьми.

Если я буду говорить с детьми, которые играют в другие игры, то мои друзья расстроятся, они подумают, что я их игнорирую.

Возможно, в следующий раз они уже не захотят играть со мною.

Если я говорю только с моими друзьями, то мы веселимся вместе.

В следующий раз они снова будут со мной играть.

Окликнуть кого-то по имени

Когда я хочу поговорить с кем-то, то я могу подойти к этому человеку и обратиться к нему.

Это вежливый поступок.

Когда людей окликают по имени, то это мешает всем остальным людям в комнате, все отвлекаются.

Если я кого-то окликаю по имени, то люди могут подумать, что я не знаю, как себя вести.

Я смогу подходить к людям, если я хочу с ними поговорить.

Когда меня зовет взрослый

Когда взрослый зовет меня, то мне нужно прекратить то, что я делаю, и подойти к нему.

Возможно, что взрослый хочет сказать мне то, что мне нужно срочно узнать.

Если я не подойду, то я не узнаю то, что мне нужно знать.

Взрослым не нравятся дети, которые их не слушают.

Я буду слушать взрослых.

Когда мне очень хочется что-то сказать

Иногда мне так сильно хочется что-то сказать, что мне кажется, что нужно сказать это прямо сейчас.

Очень важно подождать, пока другой человек не перестанет говорить.

Даже если это кажется важным, это может подождать.

Меня будут лучше слушать, если я терпеливо подожду.

Когда я перебиваю, это только злит людей.

Люди начинают гадать: «Что с ним не так?», «Почему он не может подождать?»

Если я могу подождать, я могу рассказать им потом.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.