ГОДОВОЙ ПЛАН
консультационно-методической работы
с учителями-дефектологами, педагогами г. Гомеля
в 2024/2025 учебном году
Задачи:
- совершенствовать методическую помощь и поддержку педагогических работников в их работе с обучающимися с особенностями психофизического развития;
- оказывать практическую помощь молодым специалистам в овладении педагогическим мастерством;
- выявлять и распространять лучшие образцы передового, инновационного опыта учителей-дефектологов в организации образовательного процесса и оказании коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития;
- информировать педагогических работников об актуальном нормативном правовом и научно-методическом обеспечении специального образования;
- формировать профессиональную компетентность педагогов дошкольного, общего среднего, специального, дополнительного образования, законных представителей (родителей) обучающихся с ОПФР в области осуществления практик инклюзивного образования;
- осуществлять координацию деятельности участников творческих групп учреждений образования по реализации инклюзивного инновационного проекта.
№ п/п |
Формы и тематика работы |
Цели |
Категории специалистов, охваченных методической и консультативной помощью |
Сроки проведения. Ответственные |
Прогнозируемые результаты |
1 |
Инструктивно-методическое совещание «Организация коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития в учреждениях дошкольного образования в 2024/2025 учебном году» |
Определение приоритетных направлений работы учителей-дефектологов в 2024/2025 учебном году при организации коррекционно-педагогической помощи воспитанникам, осваивающим содержание образовательных программ дошкольного образования в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь в 2024/2025 учебном году |
Учителя-дефектологи пунктов коррекционно-педагогической помощи учреждений дошкольного образования |
Август Каткова Л.Н. Жихарева И.А. |
Применение нормативного правового и методического обеспечения в образовательном процессе воспитанников с особенностями психофизического развития в 2024/2025 учебном году |
2 |
Инструктивно-методическое совещание «Организация образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования в 2024/2025 учебном году» |
Определение приоритетных направлений работы учителей-дефектологов в 2024/2025 учебном году при организации образовательного процесса с детьми с особенностями психофизического развития в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь в 2024/2025 учебном году |
Учителя-дефектологи специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания учреждений дошкольного образования |
Август Каткова Л.Н. Жихарева И.А |
Применение нормативного правового и методического обеспечения в коррекционно-педагогической работе с воспитанниками с особенностями психофизического развития в 2024/2025 учебном году |
3 |
Инструктивно-методическое совещание «Организация коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития в учреждениях общего среднего образования в 2024/2025 учебном году» |
Определение приоритетных направлений работы учителей-дефектологов в 2024/2025 учебном году при организации коррекционно-педагогической помощи учащимся, осваивающим содержание образовательных программ общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении |
Учителя-дефектологи пунктов коррекционно-педагогической помощи учреждений общего среднего образования |
Август Каткова Л.Н. Жихарева И.А |
Применение нормативного правового и методического обеспечения в коррекционно-педагогической работе с учащимися с особенностями психофизического развития в 2023/2024 учебном году |
4 |
Инструктивно-методическое совещание «Организация образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания в учреждениях общего среднего образования в 2024/2025 учебном году» |
Определение приоритетных направлений работы учителей-дефектологов в 2024/2025 учебном году при организации образовательного процесса с детьми с особенностями психофизическо-го развития в соответствии с требованиями образовательных стандартов специального образования |
Учителя-дефектологи классов интегрированного обучения и воспитания |
Август Каткова Л.Н. Жихарева И.А |
Применение нормативного правового и методического обеспечения в образовательном процессе обучающихся с особенностями психофизического развития в 2024/2025 учебном году |
5 |
Августовская секция руководителей учреждений дошкольного образования «Особенности реализации образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования» |
Освещение нормативного правового и методического обеспечения при организации образовательного процесса воспитанников с особенностями психофизического развития |
Заместители заведующих учреждений дошкольного образования, курирующих вопросы специального образования |
Август Жихарева И.А. Каткова Л.Н. |
Рациональная деятельность заместителей заведующих учреждений дошкольного образования, курирующего вопросы специального образования при реализации образовательных программ |
6 |
Инструктивно-методическое совещание «Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности в учреждениях образования. Проект локального документа» |
Внесение предложений и дополнений в программу психолого-педагогического сопровождения реализации инновационного проекта |
Руководители районных творческих групп инновационного проекта, педагоги-психологи учреждений образования, осуществляющих инновационную деятельность |
Сентябрь Каткова Л.Н. Жихарева И.А |
Повышение эффективности психолого-педагогического сопровождения реализации инновационного проекта |
7 |
Обновление банка данных кадрового обеспечения специального образования в учреждениях дошкольного и общего среднего, специального образования (специальные группы (классы), группы (классы) интегрированного обучения и воспитания, ПКПП) |
Актуализация республиканского банка данных педагогических работников, реализующих образовательные программы специального образования |
Учителя-дефектологи |
Сентябрь Каткова Л.Н. |
Количественно-качественный анализ кадрового обеспечения специального образования в учреждениях дошкольного и общего среднего образования |
8 |
Обновление банка данных современных педагогических технологий в специальном образовании г. Гомеля |
Актуализация областного банка данных современных педагогических технологий, применяемых педагогическими работниками системы специального образования г.Гомеля |
Учителя-дефектологи |
Сентябрь Каткова Л.Н. |
Актуализация банка современных педагогических технологий, которые используют в работе учителя-дефектологи в обучении и воспитании лиц с ОПФР |
9 |
Обновление банка данных педагогов, осуществляющих персональное (групповое) сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра |
Актуализация республиканского банка данных педагогических работников, осуществляющих персональное (групповое) сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра |
Воспитатели, осуществляющие персональное (групповое) сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра |
Сентябрь Каткова Л.Н. |
Актуализация банка данных педагогов, осуществляющих персональное (групповое) сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра |
10 |
Семинар «Эффективность и универсальность диагностического инструментария в процессе внедрения инновационной модели» |
Выявление, обобщение и трансляция лучшего педагогического опыта |
Учителя-дефектологи, педагоги-психологи учреждений образования |
Октябрь Каткова Л.Н. |
Трансляция лучшего педагогического опыта; повышение эффективности диагностических исследований членами районных творческих групп инновационного проекта |
11 |
Школа начинающего специалиста (практикум). «Диагностический инструментарий учителя-дефектолога. Оформление диагностических материалов» |
Оказание помощи начинающему специалисту в организации образовательного процесса, коррекционно-педагогической помощи |
Начинающие учителя-дефектологи |
Октябрь Каткова Л.Н. Жихарева И.А |
Введение начинающего специалиста в профессию, оказание теоретической и практической помощи в совершенствовании коррекционно-педагогических знаний, практических навыков успешной адаптации к новым условиям работы; совершенствование диагностической работы учителя-дефектолога |
12 |
Семинар-практикум «Выявление наиболее эффективных приемов и механизмов организации инклюзивного образовательного пространства в учреждениях дошкольного, общего среднего образования» |
Совершенствование системы организации инклюзивного образовательного пространства в учреждении образования с учетом образовательных потребностей обучающихся с ОПФР |
Педагоги учреждений дошкольного, общего среднего образования |
Ноябрь Каткова Л.Н. Жихарева И.А |
Трансляция передового инновационного опыта в сфере инклюзивного образования |
13 |
Семинар-практикум «Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя персонального (группового) сопровождения как условие повышения качества и результативности коррекционно-образовательной и воспитательной работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)» |
Совершенствование системы оказания помощи детям с расстройствами аутистического спектра и максимально возможного включения их в процесс коммуникации с обычными детьми в условиях специального, инклюзивного образования |
Воспитатели, осуществляющие персональное (групповое) сопровождение, учителя-дефектологи |
Ноябрь Каткова Л.Н. Жихарева И.А |
Планирование и реализация эффективных методов и приёмов работы учителя-дефектолога и воспитателя персонального (группового) сопровождения |
14 |
Диалоговая площадка «Оценка эффективности включения обучающихся с ОПФР и их законных представителей в систему инклюзивного образования» |
Трансляция опыта работы с семьей ребенка с ОПФР в условиях инклюзивного пространства |
Педагоги учреждений дошкольного, общего среднего, дополнительного образования, законные представители обучающихся с ОПФР |
Декабрь Каткова Л.Н. Жихарева И.А |
Активное применение актуальных форм работы с семьей ребенка с ОПФР в условиях инклюзивного пространства |
15 |
Школа начинающего специалиста (практикум). «Современные подходы к организации коррекционно-педагогической работы с учащимися с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания» |
Оказание помощи начинающему специалисту в организации образовательного процесса, коррекционно-педагогической помощи |
Начинающие учителя-дефектологи учреждений общего среднего образования |
Декабрь Каткова Л.Н. Жихарева И.А |
Введение начинающего специалиста в профессию, оказание теоретической и практической помощи в совершенствовании коррекционно-педагогических знаний, практических навыков успешной адаптации к новым условиям работы |
16 |
Оценка качества работы специалистов ГГЦКРОиР с педагогами системы специального образования г.Гомеля, законными представителями (родителями) (диагностика посредством google форм) |
Мониторинг качества методической работы с педагогами учреждений образования, выявление проблемных вопросов; мониторинг образовательных услуг детям с ОПФР специалистами ГГЦКРОиР, выявление проблемных вопросов |
Педагоги учреждений дошкольного, общего среднего, специального, дополнительного образования Законные представители обучающихся с ОПФР (родители) |
Январь Каткова Л.Н. Жихарева И.А |
Совершенствование качества образовательных услуг |
17 |
IV городской фестиваль педагогических идей учителей-дефектологов учреждений дошкольного, общего среднего, специального образования «Лучший педагогический опыт по внедрению инклюзии в образовательный процесс» |
Выявление, обобщение и трансляция лучшего педагогического опыта |
Учителя-дефектологи учреждений дошкольного общего среднего, специального образования |
Февраль-март |
Трансляция лучшего педагогического опыта |
18. |
Школа начинающего специалиста Мастер-класс «Использование авторского дидактического пособия в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи» |
Активное использование авторских дидактических пособий в коррекционно-педагогической работе учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи |
Начинающие учителя-дефектологи учреждений дошкольного образования |
Март Каткова Л.Н. |
Изучение опыта педагогов-новаторов |
19 |
Методический семинар «Сетевое взаимодействие учреждений дошкольного, общего среднего и дополнительного образования при реализации инклюзивной практики в соответствии с нормативными правовыми документами» |
Трансляция опыта взаимодействия учреждений дополнительного образования с учреждениями дошкольного, общего среднего, специального образования при организации внеурочной деятельности обучающегося с ОПФР в условиях инклюзивного дополнительного образования детей и молодежи |
Педагоги учреждений дошкольного, общего среднего, дополнительного образования, |
Апрель Каткова Л.Н. Жихарева И.А |
Повышение эффективности взаимодействия учреждений образования разных типов в условиях инклюзивного образования |
20 |
Инструктивно-методическое совещание по итогам реализации инновационного проекта в 2024/2025 учебном году |
Анализ результативности работы кластеров г.Гомеля в 2024/2025 учебном году |
Руководители районных творческих групп участников инновационного проекта |
Апрель Каткова Л.Н. Жихарева И.А |
Повышение эффективности взаимодействия районных кластеров с координатором инновационной деятельности - ГГЦКРОиР, определение цели, постановка задач на 2025/2026 учебный год |
21 |
Педагогические чтения «Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС в условиях учреждения образования» |
Обобщение и распространение передового опыта в сфере обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра |
Педагоги учреждений дошкольного, общего среднего, специального образования |
Апрель Каткова Л.Н. Жихарева И.А |
Анализ обобщенного педагогического опыта, отбор лучших материалов к публикации в периодических изданиях Республики Беларусь, сборниках научно-практических конференций |
22 |
Школа начинающего специалиста (в форме педагогического диалога) «Анализ работы учителя-дефектолога по итогам 2024/2025 учебного года. Проблемные вопросы и пути их решения» |
Анализ трудностей, проблемных ситуаций, возникающих в процессе работы учителя-дефектолога при организации образовательного процесса и коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР в 2024/2025 учебном году |
Начинающие учителя-дефектологи учреждений дошкольного, общего среднего, специального образования |
Май Каткова Л.Н. Жихарева И.А |
Изучение проблем и определение путей их решения при организации образовательного процесса и коррекционно-педагогической помощи в 2024/2025 учебном году |
23 |
Оценка качества работы специалистов ГГЦКРОиР с педагогами системы специального образования г.Гомеля, законными представителями (родителями) (диагностика посредством google форм) |
Мониторинг качества методической работы с педагогами учреждений образования, выявление проблемных вопросов; мониторинг образовательных услуг детям с ОПФР специалистами ГГЦКРОиР, выявление проблемных вопросов |
Педагоги учреждений дошкольного, общего среднего, специального, дополнительного образования Законные представители обучающихся с ОПФР (родители) |
Май-июнь Каткова Л.Н. Жихарева И.А |
Совершенствование качества образовательных услуг |
24 |
Инструктивно-методическое совещание (в форме круглого стола) с председателями районных учебно-методических объединений учителей-дефектологов по итогам деятельности районных УМО педагогов системы специального образования г.Гомеля в 2024/2025 учебном году |
Анализ деятельности районный УМО педагогов системы специального образования г.Гомеля в 2024/2025 учебном году |
Председатели районных методических объединений учителей-дефектологов, воспитателей персонального (группового) сопровождения детей с РАС |
Май-июнь Каткова Л.Н. Жихарева И.А |
Повышение качества работы УМО педагогов системы специального образования г.Гомеля, определение цели и задач на 2025/2026 учебный год |
25 |
Областной конкурс |
Обобщение и распространение педагогического опыта работы учителей-дефектологов учреждений образования |
Учителя-дефектологи учреждений образования |
2024/2025 |
Совершенствование системы специального образования, повышение качества и доступности образования лиц с ОПФР |
26 |
Супервизия |
Предупреждение и исправление нарушений в организации работы |
Учителя-дефектологи, воспитатели, осуществляющие сопровождение |
Каждую среду специалисты ГГЦКРОиР |
Повышение эффективности работы учителей-дефектологов при организации образовательного процесса и коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР |
27 |
Выезды в составе комиссии управления образования с целью изучения реализации прав лиц с ОПФР на получение образования и коррекционно-педагогической помощи в соответствии с Кодексом РБ об образовании в учреждениях образования |
Предупреждение и исправление нарушений в организации работы учреждений образования |
Специалисты учреждений образования |
Специалисты ГГЦКРОиР (по плану управления образования) |
Повышение эффективности работы учителей-дефектологов при организации образовательного процесса и коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР |
27 |
Работа выездных групп специалистов ГГЦКРОиР и опорных учреждений образования по оказанию методической помощи педагогам в вопросах обучения и воспитания детей с РАС в условиях учреждений дошкольного, общего среднего, специального образования |
Оказание методической помощи, обучение педагогических работников приемам и методам работы с детьми с РАС в условиях учреждения образования, выявление проблемных вопросов |
Педагогические работники системы специального образования г.Гомеля |
Сентябрь - май |
Методические рекомендации |
29 |
Освещение вопросов специального и инклюзивного образования, развития системы специального образования г. Гомеля, проблем оказания помощи детям с ОПФР в средствах массовой информации, на сайте ГГЦКРОиР |
Специалисты учреждений образования |
В течение года |
Просвещение читательской аудитории по вопросам специального образования, оказания помощи детям с ОПФР |
|
30 |
Обзор периодических изданий и методической литературы |
|
Педагоги учреждений образования, работающие с детьми с особенностями психофизического развития |
Ежемесячно |
Обновление и дополнение перечня рекомендованной Министерством образования методической литературы |
31 |
Пополнение банка коррекционных материалов и диагностического инструментария для лиц с ОПФР |
Распространение среди специалистов банка информационных материалов по работе с детьми ОПФР |
Педагоги учреждений образования, работающие с детьми с особенностями психофизического развития |
В течение года |
Создание банка информационных материалов |
32 |
Консультирование педагогов учреждений образования по вопросам развития детей с ОПФР, определения методов, приемов и средств обучения, осуществления индивидуально-дифференцированного подхода при организации образовательного процесса и оказания коррекционно-педагогической помощи |
Педагоги учреждений образования, работающие с детьми с особенностями психофизического развития |
Специалисты центра, в течение года (по запросу) |
Создание актуального информационного пространства по вопросам специального образования для семей, воспитывающих детей с ОПФР |
|
33 |
Консультации для учителей-дефектологов учреждений образования по вопросам работы с детьми с расстройствами аутистического спектра |
Педагоги учреждений образования, работающие с детьми с расстройствами аутистического спектра |
Специалисты центра, в течение года (по запросу) |
Повышение уровня методической грамотности и профессиональной компетентности специалистов по вопросам обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра |
|
Курсовая подготовка специалистов в 2023/2024 учебном году (в соответствии с планом повышения квалификации) |
Педагоги учреждений образования |
В течение года |
Повышение уровня методической грамотности и профессиональной компетентности специалистов |
||
34 |
Анализ консультационно-методической работы с педагогическими кадрами города Гомеля за 2024/2025 учебный год |
Июнь |
Определение целей и задач методической работы в 2025/2026 учебном году на основе анализа работы по всем направлениям деятельности за прошлый учебный год |