Информация об инновационном проекте
«Внедрение кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства»
В условиях реализации принципа инклюзии в образовании, в соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году» от 22.08.2022 № 517 и на основании приложения к приказу «Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в 2022/2023 учебном году» (пункт 1572) государственное учреждение образования «Гомельский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» является участником и координатором инновационной деятельности учреждений образования г.Гомеля, реализующих инновационный проект «Внедрение кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства».
Сроки реализации инновационного проекта: 2022-2025 учебные годы.
Руководитель инновационного проекта: Андрейчикова Ирина Викторовна, директор центра.
Консультанты инновационного проекта:
Змушко Антонина Михайловна, заведующий кафедрой специальной и инклюзивной педагогики государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», кандидат педагогических наук, доцент.
Лобанова Наталья Николаевна, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Средняя школа № 19 г.Гомеля».
В соответствии с планом работы учреждения образования на 2022/2023 учебный год, с целью повышения качества образовательного процесса и воспитательной работы, повышения уровня профессионализма педагогов 31.08.2022 проведен педагогический совет теме «Анализ деятельности государственного учреждения образования «Гомельский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» за 2021/2022 учебный год. Основные направления работы в 2022/2023 учебном году». Педагогическому коллективу представлен инновационный проект «Внедрение кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства».
Решение: на основании приказа Управления образования Гомельского городского исполнительного комитета от 31.08.2022 №238 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования в 2022/2023 учебном году» издан приказ по центру от 31.08.2022 №151 «Об организации инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году», создана творческая группа из числа педагогических работников ГУО «Гомельский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» для участия в инновационном проекте, разработаны локальные нормативные документы, регламентирующие инновационную деятельность (Положение о творческой группе), разработан и утвержден Календарный план реализации программы инновационной деятельности в 2022/2023 учебным году.
Таблица 1.
Список учреждений образования г.Гомеля, участников инновационного проекта в 2022/2023 учебном году
№ п/п |
Железнодорожный район |
1 |
ГУО Центр творчества детей и молодежи Железнодорожного района г.Гомеля» |
2 |
ГУО «Детский сад № 48 г.Гомеля» |
3 |
ГУО «Детский сад № 94 г.Гомеля» |
4 |
ГУО «Детский сад № 120 г.Гомеля» |
5 |
ГУО «Средняя школа № 5 г.Гомеля» |
6 |
ГУО «Средняя школа № 45 г.Гомеля» |
Новобелицкий район |
|
7 |
ГУО «Центр творчества детей и молодежи Новобелицкого района г.Гомеля» |
8 |
ГУО «Детский сад № 19 г.Гомеля» |
9 |
ГУО «Детский сад № 142 г.Гомеля» |
10 |
ГУО «Средняя школа № 15 г.Гомеля» |
11 |
ГУО «Начальная школа № 65 г.Гомеля» |
Советский район |
|
12 |
ГУО «Специальный детский сад № 99 г.Гомеля» |
13 |
ГУО «Средняя школа № 43 г.Гомеля» |
14 |
ГУО «Средняя школа № 62 г.Гомеля» |
Центральный район |
|
15 |
ГУО «Центр творчества детей и молодежи Центрального района г.Гомеля» |
16 |
ГУО «Детский сад № 86 г.Гомеля» |
17 |
ГУО «Средняя школа № 19 г.Гомеля» |
г.Гомель |
|
18 |
ГУО «Гомельский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» |
Цель инновационного проекта: формирование инклюзивного образовательного пространства посредством реализации кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
внедрить кластерную модель взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства;
совершенствовать знания и умения педагогов, работающих в условиях интеграции, направленные на повышение качества образовательного процесса обучающихся с ОПФР, обеспечение его непрерывности;
развивать процессы преемственности, взаимодействия между учреждениями образования разных типов по обеспечению единства подходов, форм, методов, приёмов, способов деятельности и т.д., направленных на развитие личности ребёнка, его успешной социализации, просвещение законных представителей (родителей), совершенствование профессионализма педагогов;
разработать локальные правовые документы, методические материалы, способствующие повышению эффективности педагогической деятельности в условиях интеграции, совершенствованию взаимодействия учреждений образования разных типов, развитию компетенций законных представителей (родителей) обучающихся с ОПФР;
оценить эффективность использования кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для развития инклюзивного образовательного пространства.
Программа реализации инновационного проекта, сроков инновационной деятельности
изучение нормативных правовых и инструктивно-методических материалов об инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь;
рассмотрение в коллективе идеи инновационного проекта, осмысление теории и практики предстоящей инновационной деятельности, выявление готовности к реализации проекта, к работе в режиме инновационной деятельности;
определение механизмов, способствующих повышению мотивации всех участников проекта;
определение критериев, показателей, методов сбора данных об эффективности функционирования проекта;
разработка инновационного проекта;
подача заявки на участие в инновационной деятельности;
составление программы реализации на три года и календарного плана на первый год реализации проекта;
выявление профессиональных запросов педагогов;
анкетирование родителей.
разработка и подготовка локальных нормативных документов;
разработка и согласование в рамках кластера плана взаимодействия всех субъектов;
организационное заседание, распределение и утверждение обязанностей всех участников проекта;
создание творческих групп (микрогрупп) проекта определение участников инновационной деятельности;
разработка плана внедрения в практику работы учреждения образования кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного пространства;
определение темы и целей инновационной деятельности каждого участника проекта, составление ими индивидуальных планов инновационной деятельности:
определение системы управления инновационной деятельностью;
определение содержания и периодичности диагностических процедур по оценке эффективности реализации проекта;
планирование системы обучения педагогов на основе их профессиональных запросов по вопросам осуществления образовательного процесса с обучающимися с ОПФР;
организация посещения педагогами дошкольного, общего среднего и дополнительного образования детей и молодёжи учебных занятий с обучающимися с ОПФР на базе учреждений специального образования (СДУ, ВШИ, ЦКРОиР) для трансляции имеющегося опыта, взаимопосещений.
организация работы по выполнению программы и календарных планов инновационной деятельности;
ведение участниками инновационного процесса педагогических дневников;
составление и утверждение календарного планирования;
проведение интерактивных форм обучения (мастер-класс, деловая игра, работа в парах, стажировка в ЦКРОиР, форум-театр, практикум и т.д.) для повышения профессиональной компетенции педагогов по применению методов, форм и приёмов работы с обучающимися с ОПФР, организации инклюзивного образовательного пространства;
систематическая учёба участников проекта на базе
ГУО «Гомельский областной институт развития образования» (семинары, практикумы и др.), инструктивно-методические совещания по организации и ведению инновационного проекта (ноябрь 2022, декабрь 2023, декабрь 2024);
информационно-просветительская работа с родителями по развитию понимания важности инклюзивных процессов, сотрудничества с педагогическими работниками по созданию непрерывного образовательного процесса для обучающихся с ОПФР, расширение форм и методов в работе с родителями;
проведение совместных мероприятий между педагогическими субъектами кластера;
проведение опросов, анкетирования, тестирования: изучение профессиональных затруднений педагогов дошкольного, специального, общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодёжи при работе с обучающимися с ОПФР; изучение мотивационной составляющей у педагогов к взаимодействию с обучающимися с ОПФР; проведение анкетирования обучающихся, выявление мнения родителей об особенностях и возможностях толерантной среды и др.; определение индекса инклюзивности образовательного пространства в учреждениях образования разных типов;
текущий анализ реализуемой инновационной деятельности и выявление наиболее эффективных форм и способов её осуществления;
осуществление взаимодействия с другими учреждениями образования, действующими в рамках темы данного проекта;
подготовка методических материалов.
- Обобщающий (январь 2025 - февраль 2025)
составление отчетов участниками инновационной деятельности
и общего отчета по учреждению образования;
анализ полученных результатов и опыта их достижения, оценка эффективности работы педагогического коллектива в логике кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства;
описание опыта и его презентация в своем коллективе;
проведение итоговой конференции (фестиваля) по результатам инновационной деятельности совместно с другими инновационными площадками, действующими в рамках темы данного проекта.
- Трансляционный (март 2025 - декабрь 2025)
подготовка публикаций;
трансляция накопленного опыта через проведение обучающих мероприятий (семинары, вебинары, мастер-классы, микро обучение) со специалистами системы дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи.