Семья – главный институт воспитания, ведь то, что ребенок приобретает в детстве, в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни.
Обычаи жизни, отношения между взрослыми, вся обстановка очень влияют на воспитание детей. Воспитывать ребенка будет и Ваш дом, пусть скромно обставленный, но аккуратный и чистый, и яркая чашка, из которой малыш пьет молоко, и Ваше доброжелательное отношение к бабушке и дедушке – Вашим родителям.
Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка. Опыт детства определяет взрослую жизнь человека.
Воспитание – это ежечасное, ежеминутное занятие, в котором принимают участие в основном два человека - отец и мать, вместе они несут ответственность – за то, каким вырастет их ребенок.
Уже в самом раннем возрасте необходимы два условия для того, чтобы энергия ребенка и его нервная система укреплялись – это спокойная жизнерадостность и чувство уверенности родителей, а основой любой системы воспитания должна быть любовь. Благодаря любви и поддержке, эмоциональной близости с членами семьи, ребенок растет и развивается.
Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
Существуют различные семьи, с разными традициями воспитания, поэтому и результат воспитания бывает разный. В настоящее время различают несколько видов семей:
1. нуклеарная, состоящая из родителей и детей;
2. расширенная - кроме родителей и детей есть дедушки и бабушки;
3. неполная состоит из одного родителя и детей;
4. многодетная – из родителей и 3-х и более детей.
Задачи семьи:
- воспитательная функция семьи - одна из важнейших её функций.
- создать максимальные условия для роста и развития индивида,
- обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту человека,
- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим,
- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким,
- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».
Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей младшего возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.
Так как ребенок слишком много времени находится вне семьи под контролем и влиянием школы, сверстников, соседей и т. д., поэтому у многих родителей появляется ощущение, что как бы они ни старались, их усилия слишком ничтожны, чтобы перевесить посторонние влияния на их ребенка.
На самом деле все наоборот - практически в каждом случае победа на стороне Дома. Влияние родителей оказывается сильнее постороннего влияния.
Именно Домашний Очаг держит первенство и определяет, насколько счастливым, внутренне защищенным и уравновешенным растет ребенок, как он уживается со взрослыми, сверстниками, детьми других возрастов, насколько уверен в себе и своих способностях подросток, насколько он доброжелателен или равнодушен, как он реагирует на незнакомую ситуацию. Да, да, именно Дом, несмотря на многие отвлекающие ребенка обстоятельства, оказывает самое сильное влияние на него.