Многие родители считают, что у них нет времени заниматься с ребенком. На самом деле оно у вас есть. Необходимо только желание, изобретательность и готовность с удовольствием и пользой провести время со своим ребенком.
По дороге в детский сад и домой, в гости или в ожидании очереди куда-либо, вместо игр на мобильном телефоне предложите ребенку поиграть в речевые игры, которые расширят словарный запас, научат его думать, размышлять и запоминать.
Игры с ребенком на развитие слухового внимания и памяти
Слуховое внимание - умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издаваемым предметом.
Слуховая память – умение удерживать в памяти и воспроизводить сложную многоступенчатую инструкцию, ряд действий, слов и т.д.
Без достаточного развития слухового внимания и памяти ребенку будет трудно различать звуки речи, ритмы, ритмические рисунки слов и фраз. Уже к трем годам дети имеют достаточный объем слуховых впечатлений, но они еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, ритму. Способность слушать, понимать и различать любые звуки не возникает сама собой даже при нормальном физиологическом слухе. Слуховое внимание и память нужно целенаправленно развивать.
В работе логопеда данный этап является подготовительным для развития фонематического слуха и дальнейшей коррекции нарушений речи.
При развитии слухового внимания можно использовать звучание:
- музыкальных инструментов;
- игрушек;
- других различных предметов.
Ребёнку необходимо научиться определять:
- какой инструмент звучал;
- направление звука звучащего инструмента;
- воспроизводить ритм звучания.
Развитие слухового внимания на музыкальных инструментах проводится так:
1) сначала познакомьте ребёнка с звучанием, например, колокольчика или бубна. Завяжите ребёнку глаза или предложите отвернуться в сторону. Поиграйте на одном из этих инструментов, а затем попросите ребёнка найти тот инструмент, на котором вы играли.
2) объясните ребенку, что мышка будет играть на дудочке, а мишка – на барабане. Подудите и попросите ребенка угадать, кто играл. Затем постучите в барабан и повторите вопрос. Если ребенок не может сказать, пусть покажет;
3) сначала поиграйте на ксилофоне, затем подудите в дудочку, потом постучите в барабан. Спросите у ребенка, какой инструмент звучал первым? Какой инструмент звучал после гармошки? Какой инструмент звучал последним? Если ребенок не может сказать, пусть покажет;
4) подуйте в дудочку сначала коротко (У), затем долго (УУУ…). Попросите ребенка повторить;
5) постучите в барабан быстро, затем медленно. Предложите ребенку повторить;
6) попросите ребенка топнуть, когда раздастся звук (любой инструмент);
7) предложите ребёнку хлопать в ладоши в такт вашим ударам в бубен.
Определение направления звука инструмента (или игрушки). Рекомендуется проводить, когда вся семья дома. Участники располагаются в разных частях комнаты. Ребенок стоит спиной к вам, кто-то из родных или гостей играет на каком-либо инструменте. Малыш узнает и указывает, откуда был слышен звук.
Воспроизведение ритма (хлопки в ладоши) проводится так:
- взрослый ударяет в ладоши 2 раза и просит ребёнка сделать столько же хлопков. Затем задание усложняется: II, I-II, II-I, I-III, III-I, II-II, и т. д.
Правильное выполнение задания ребёнком может говорить о том, что он научился внимательно слушать.
Только после того как ребенок легко и непринужденно сможет различать неречевые звуки, можно переходить к более сложным упражнениям.