Малыш учится говорить
Одинаковых детей не бывает, и все они учатся говорить и реагировать на речь окружающих разными способами и в разном темпе.
К 12-ти месяцам словарный запас ребенка состоит из нескольких слов. Он понимает простые инструкции (пей, ложись, играй), показывает на картинке знакомые предметы (кошечка, собачка), знает, какие звуки издают животные (лошадка, корова).
Наиболее активно речь ребенка развивается в возрасте от 1,5 до 3 лет. Именно в это время мозг малыша находится в активной деятельности и работает без устали, устанавливая причинно-следственные связи между определенным звуком и конкретным предметом.
Формирование активного словаря детей с учетом их возраста
С 1 года 6 месяцев до 2 лет
Ребенка учат:
• повторять за взрослым двухсложные слова, состоящие из разных слогов (киса, тетя и др.);
• подражать часто слышимым словам, фразам взрослого;
• повторять за взрослым свое имя;
• выражать свои желания словами «ДА», «НЕТ» и другими облегченными словами;
• отвечать на вопрос «Кто это?»;
• начинать задавать вопросы типа «Где мама (папа, деда?)»;
• сопровождать свои действия двухсоставными предложениями (Ляля спать);
• повторять за взрослым сочетания из двух слов (мама Таня);
• облегченные слова заменять правильными;
• употреблять прилагательные (большой, маленький и др.) и местоимения (моё, ты, я);
• при общении со взрослым пользоваться трехсловным предложением в естественной ситуации (Лена играет кукла);
• употреблять трехсложные слова без стечения согласных (машина, собака и др.);
• употреблять формы винительного падежа с окончанием У (КИСУ, КУКЛУ);
• употреблять формы глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа (иди, неси), формы 3-го лица единственного числа настоящего времени (сидит, спит).
С 2 лет до 2 лет 6 месяцев
Ребенка учат:
• называть свои игрушки, знакомые предметы;
• выражать желания (дай пить, хочу пить, дай ещё, хочу гулять, спать и т.д.);
• задавать вопросы: Что это?; Где?, Куда?, Почему?:
• употреблять предложный падеж (на столе, в доме);
• употреблять слова с уменьшительным суффиксом (домик, мячик, котик);
• употреблять существительные во множественном числе (ноги, косы и др.);
• согласовывать прилагательные с существительными (красная шапочка, синий мяч);
• употреблять наречия (вот, там, где, хорошо, плохо и др.);
• употреблять предлоги (в, на, с, у);
• договаривать четверостишия в знакомых стихах, подпевать;
• составлять рассказ по картинкам;
• употреблять предложения из трех слов
С 2 лет 6 месяцев до 3 лет
Ребенка учат:
• употреблять родительный падеж (нет куклы, чашки, ложки и др.);
• употреблять дательный падеж (дали маме, кошке);
• употреблять творительный падеж (рисовать карандашом, играть с куклой);
• употреблять слова со стечением согласных (вилка, зайка, чашка);
• запоминать стихи, песни;
• называть свое имя, фамилию, когда спрашивают:
• рассказывать сказки «Колобок», «Репка», «Три медведя» и др.
«Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения» - сказал А.П.Чехов. Родителям необходимо запастись терпением и стать настоящим другом, верным помощником, справедливым учителем для своего малыша.
Речь ребенка развивается особенно активно:
• во время ходьбы;
• когда малыш находится в процессе активной игры;
• когда сильно заинтересован чем-то;
• при внезапном и неожиданном появлении предмета в его поле зрения.
Очень важно не забывать об артикуляционной гимнастике, дыхательных упражнениях и играх, развивающих мелкую моторику, т.к. все эти виды работы особенно тесно связаны с процессом формирования речи маленького ребенка.