ОБРАЗЕЦ
Карточка контроля
анализа коррекционного занятия учителя-дефектолога
Цель контроля_____________________________________________________
№ |
Критерии и показатели |
Баллы |
Примечание |
||
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
Задачи занятия:
|
||||
2 |
Соответствие содержания занятия поставленным задачам |
||||
3 |
Особенности методики проведения занятий:
|
||||
4 |
Как учитель-дефектолог учитывал индивидуальные особенности и затруднения учащихся в процессе занятия? |
||||
5 |
Способствовал ли учитель-дефектолог созданию положительного фона деятельности детей на занятии и каким образом? |
||||
Средний балл: |
|||||
Выводы: степень реализации поставленных задач (наличие/отсутствие положительной динамики в овладении детьми определенной деятельностью); наиболее и наименее удачные моменты занятия в плане эффективности влияния на решение поставленных задач |
Пожелания, рекомендации:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дата Подпись Ф.И.О.
По материалам книги Гладкая, В.В. Методика проведения коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» с младшими школьниками с трудностями в обучении: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования / В.В. Гладкая. – Минск: Зорны Верасок, 2013. – (Коррекционная педагогика).
ОБРАЗЕЦ
Карточка контроля
анализа коррекционного занятия учителя-дефектолога
Цель контроля_____________________________________________________
№ |
Критерии и показатели |
Баллы |
Примечание |
||
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
Соответствие темы занятия задачам перспективного плана коррекционной работы |
||||
2 |
Соответствие содержания теме и задачам коррекционного занятия |
||||
3 |
Соответствие содержания возрастным и психофизическим особенностям развития воспитанников |
||||
4 |
Соответствие структурных компонентов коррекционному занятию |
||||
5 |
Наполнение содержания занятия разнообразием приемов и методов, их взаимосвязь, обоснованность и соответствие индивидуально-возрастным особенностям детей:
|
||||
6 |
Использование на занятии различных пособий:
|
||||
7 |
Активность использования времени на занятии |
||||
8 |
Обеспечение эмоционального комфорта на занятии: · рефлексия; · игровая деятельность; · музыкальные паузы, физкультминутки и т.д. |
||||
9 |
Выполнение гигиенических требований и соответствие деятельности на коррекционном занятии нормативным требованиям |
||||
10 |
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся:
|
||||
11 |
Результативность коррекционной работы |
||||
12 |
Этика и культура общения учителя-дефектолога |
||||
Средний балл: |
Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дата Подпись Ф.И.О.
ОБРАЗЕЦ
Карточка контроля
анализа занятия учителя-дефектолога
Цель контроля_____________________________________________________
№ |
Критерии и показатели |
Баллы |
Примечание |
||
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
Соответствие программных задач возрасту и программным требованиям |
||||
2 |
Форма проведения занятия:
|
||||
3 |
Вариативность методов, использованных на занятии (наглядных, словесных, практических, игровых…) |
||||
4 |
Способы организации детей, обеспечивающих смену видов деятельности (коллективный, групповой, работа в парах, индивидуальный) |
||||
5 |
Использование педагогических инноваций, технологий |
||||
6 |
Умение специалиста точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приемов |
||||
7 |
Умение регулировать поведение детей на занятии, умение сохранять интерес детей в течение всего занятия |
||||
8 |
Умение предусмотреть трудности учебного материала для отдельных обучающихся |
||||
9 |
Работа с детьми с разными темпами психического развития |
||||
10 |
Речевая активность детей |
||||
11 |
Работа над звукопроизношением |
||||
12 |
Развитие навыков фонематического анализа |
||||
13 |
Работа над звуковой структурой слова |
||||
14 |
Формирование новых понятий, активизация словаря |
||||
15 |
Обучение связной речи |
||||
16 |
Коррекционная работа |
||||
17 |
Стиль общения с детьми |
||||
18 |
Соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам |
||||
19 |
Оценка деятельности детей на занятии |
||||
Средний балл: |
Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дата Подпись Ф.И.О.
ОБРАЗЕЦ
Карточка контроля
Анализ логопедического занятия (аспектный)
Цель контроля_____________________________________________________
№ |
Критерии и показатели |
Баллы |
Примечание |
||
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
Анализ целей занятия (соответствие целей занятия особенностям учебного материала, постановка и доведение целей занятия до детей) |
||||
2 |
Степень достижения целей занятия (образовательной, коррекционно-развивающей, воспитательной) |
||||
3 |
Анализ структуры и организации занятия:
|
||||
4 |
Анализ содержания занятия:
|
||||
5 |
Анализ методики проведения занятия:
|
||||
6 |
Анализ работы и поведения детей на занятии:
|
||||
Средний балл: |
Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата Подпись Ф.И.О.
ОБРАЗЕЦ
Карточка контроля
Анализ логопедического занятия
с позиции реализации здоровьесберегающей функции
Цель контроля_____________________________________________________
№ |
Критерии и показатели |
Баллы |
Примечание |
||
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
Создание необходимых санитарно-гигиенических условий обучения (свежий воздух, световой режим, оптимальная зрительная нагрузка и др.):
|
||||
2 |
Учет медицинских рекомендаций для детей с нарушениями здоровья (нарушения зрения, слуха, осанки и др.) |
||||
3 |
Соблюдение психогигиенических требований к занятию:
|
||||
Средний балл: |
Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата Подпись Ф.И.О.
ОБРАЗЕЦ
Карточка контроля
Выбор методов, приемов и средств обучения
Цель контроля_____________________________________________________
№ |
Критерии и показатели |
Баллы |
Примечание |
||
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
Соответствие методов задачам обучения, дидактической цели, содержанию материала, возрасту детей, специфике предмета |
||||
2 |
Методы изучения нового материала, приемы новых технологий обучения |
||||
3 |
Методы закрепления и выработки умений и навыков |
||||
4 |
Методы стимуляции и мотивации учебной деятельности |
||||
5 |
Методы контроля и самоконтроля детей |
||||
6 |
Виды самостоятельных работ, методика их организации |
||||
7 |
Оптимальное сочетание различных методов; обоснованность выбора методов, соответствующих содержанию занятия |
||||
8 |
Использование учебных пособий, дидактического материала, наглядных пособий и технических средств обучения и контроля |
||||
9 |
Использование учителем-дефектологом микросреды кабинета |
||||
Средний балл: |
Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата Подпись Ф.И.О.
ОБРАЗЕЦ
Карточка контроля
Анализ коррекционной направленности занятия
Цель контроля_____________________________________________________
№ |
Критерии и показатели |
Баллы |
Примечание |
||
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
Анализ коррекционно-развивающих задач занятия:
|
||||
2 |
Как педагог учитывал недостатки развития детей при организации их деятельности на занятии, какие условия создавал:
|
||||
3 |
Какие специальные методы, приемы использовал педагог:
|
||||
4 |
Как педагог учитывал индивидуальные особенности и затруднения детей в процессе занятия |
||||
5 |
Насколько активно педагог использовал двигательные методы в процессе занятия |
||||
6 |
Способствовал ли педагог созданию положительного фона деятельности детей на занятии |
||||
Средний балл: |
Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата Подпись Ф.И.О.
ОБРАЗЕЦ
Карточка контроля
Характер взаимоотношений учителя-дефектолога и детей
Цель контроля_____________________________________________________
№ |
Критерии и показатели |
Баллы |
Примечание |
||
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
Организация работы дошкольников на разных этапах занятия |
||||
2 |
Умение учителя-дефектолога владеть группой, активизировать деятельность детей, организовать самостоятельную работу |
||||
3 |
Индивидуальный подход к детям на занятии |
||||
4 |
Уровень педагогических требований к работе воспитанников, их ответам, развитию мышления и речи |
||||
5 |
Характер постановки вопросов |
||||
6 |
Реакция на допускаемые детьми ошибки |
||||
7 |
Реплики оценочного характера, аргументация |
||||
8 |
Характер и тон дисциплинарных замечаний |
||||
9 |
Общая эмоциональная и интеллектуальная атмосфера на занятии |
||||
10 |
Соблюдение норм педагогической этики, культура общения |
||||
11 |
Стиль и темп работы учителя-дефектолога и их влияние на деятельность детей (бодрость, решительность, вялость, безучастность и пр.) |
||||
12 |
Стимулирование успехов детей и использование арсенала поощрений |
||||
13 |
Речевое взаимодействие на занятии (культура речи, логическая стройность, эмоциональность и пр.) |
||||
Средний балл: |
Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата Подпись Ф.И.О.
ОБРАЗЕЦ
Карточка контроля
Методический анализ этапов логопедического занятия
Цель контроля_____________________________________________________
№ |
Критерии и показатели |
Баллы |
Примечание |
||
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
Содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу |
||||
2 |
Реализация дидактических принципов обучения |
||||
3 |
Методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия |
||||
4 |
Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов и приемов обучения; осуществление коррекционных приемов обучения; умение использовать методические пособия |
||||
5 |
Характеристика применяемых методических приемов (приемы привлечения внимания, активизации познавательной деятельности и др.), использование разнообразных форм активности детей (двигательной, зрительной, слуховой) с целью предупреждения утомляемости детей |
||||
6 |
Обеспечение положительного эмоционального фона и интереса дошкольников к заданиям в процессе занятия |
||||
7 |
Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы |
||||
8 |
Использование воспитательных моментов занятия, специальных методических приемов |
||||
9 |
Контроль за речью детей, исправление допущенных детьми ошибок |
||||
10 |
Адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребенка |
||||
11 |
Доступность и четкость инструкций и вопросов учителя-дефектолога, использование вопросов различных видов (наводящие, альтернативные и др.) |
||||
12 |
Включение элементов рациональной психотерапии на занятии |
||||
13 |
Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей |
||||
Средний балл: |
Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дата Подпись Ф.И.О.
ОБРАЗЕЦ
Карточка контроля
Полный анализ занятия учителя-дефектолога (вариант 1)
Цель контроля_____________________________________________________
№ |
Критерии и показатели |
Баллы |
Примечание |
||
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
Место занятия в системе занятий по теме, разделу. Связь занятий с предыдущими, ее осуществление |
||||
2 |
Задачи занятия: оценка формулировок задач |
||||
3 |
Содержание занятия: научность учебного материала; доступность; правильность отбора по объему, содержанию, трудности для детей; направленность материала на социализацию детей |
||||
4 |
Тип занятия: целесообразность выбора с точки зрения темы в целом, степени готовности детей |
||||
5 |
Организационная структура занятия: последовательность этапов занятия, их четкость, логичность, взаимосвязь; обеспечение целостности и завершенности занятия |
||||
6 |
Методическое обеспечение занятия:
|
||||
7 |
Эффективность использования оборудования на занятии: наглядных пособий, ТСО, раздаточного материала, использование доски |
||||
8 |
Оценка деятельности учителя-дефектолога на занятии: учет и оценивание знаний детей, их деятельности; контакт с детьми; умение организовать работу группы, поддержать активность детей на занятии; отношение к детям с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка; средства общения учителя-дефектолога на занятии |
||||
9 |
Общая оценка занятия: выполнение плана, реализация поставленных задач; наиболее интересные моменты занятия |
||||
Средний балл: |
Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дата Подпись Ф.И.О.
ОБРАЗЕЦ
Карточка контроля
Полный анализ занятия учителя-дефектолога (вариант 2)
Цель контроля_____________________________________________________
№ |
Критерии и показатели |
Баллы |
Примечание |
||
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
Анализ задач занятия: а) правильность и обоснованность задач занятия с учетом программных требований, содержания материала, места занятия в системе занятий по данной теме, подготовленности группы б) формы и методы доведения задачи до дошкольников в) степень реализации поставленных задач |
||||
2 |
Анализ структуры и организации занятия: а) логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия б) целесообразность распределения времени по этапам занятия в) рациональность использования оборудования, пособий, раздаточного материала г) оптимальность темпа ведения занятия |
||||
3 |
Анализ содержания занятия: а) соответствие содержания требованиям программы (стандарта) б) логичность изложения материала в) доступность изложения материала г) связь содержания с жизнью д) эффективность использования методов для совершенствования познавательной и речевой активности дошкольников |
||||
4 |
Анализ методики проведения занятия, деятельности педагога: а) правомерность выбора методов, приемов, средств обучения с учетом задач занятия, возможностей детей группы б) разнообразие методов и приемов, применяемых на занятии в) организация педагогом самостоятельной работы детей, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность г) педагогическая техника учителя-дефектолога: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования терминологии, способы поощрения |
||||
5 |
Анализ работы детей на занятии: а) активность и работоспособность детей на разных этапах занятия б) интерес к занятию (стойкий, нестойкий, к отдельным заданиям, отсутствие интереса) в) наличие навыков самоконтроля г) культура межличностных отношений д) реакция на оценку учителя-дефектолога |
||||
6 |
Оценка санитарно-гигиенических условий занятия: а) размещение дошкольников в кабинете (учебной зоне) б) доска (пригодность для работы мелом, размещения наглядности) в) приемы и методы работы по профилактике нарушений осанки и близорукости г) выполнение гигиенических требований к наглядным пособиям и их применению |
||||
7 |
Психологический анализ занятия: а) психологическое состояние детей в начале, ходе и конце занятия, готовность, собранность, настроение, эмоции б) развитие и тренировка памяти детей на занятии в) развитие и коррекция мышления на занятии г) развитие воображения через образную подачу материала д) развитие и коррекция внимания на занятии, его устойчивость на разных этапах занятия е) способствовало ли занятие развитию личности ребенка и детского коллектива в целом ж) учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детей группы, психологический контакт с группой, педагогический такт учителя-дефектолога |
||||
Средний балл: |
Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата Подпись Ф.И.О.
ОБРАЗЕЦ
Карточка контроля
для анализа деятельности учителя-дефектолога_________________________
Цель контроля________________________________________________ ___
№ |
Критерии и показатели |
Баллы |
Примечание |
||
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
Знание особенностей психофизического развития детей |
||||
2 |
Знание нормативных правовых документов в сфере специального образования |
||||
3 |
Выполнение программы в процессе организованной деятельности |
||||
4 |
Преемственность в работе с другими педагогами, специалистами |
||||
5 |
Ведение документации: • планирование • состояние речевых карт • индивидуальная работа с детьми • мониторинг исправления нарушений |
||||
6 |
Использование инновационных технологий в работе (на основе беседы) |
||||
7 |
Научно-методическое обеспечение (литература, методические рекомендации и др.) |
||||
8 |
Самообразование |
||||
9 |
Результативность работы (есть ли положительная динамика в развитии речи отдельных детей и группы/ПКПП в целом) |
||||
10 |
Взаимодействие с родителями по развитию речи детей |
||||
11 |
Эстетика, зонирование, систематизация материалов кабинета |
||||
12 |
Организация работы по максимально возможной социализации и интеграции детей с ОПФР |
||||
13 |
Выступление на педагогических советах, районных МО, городских семинарах, участие в конкурсах |
||||
14 |
Публикации в СМИ, предметных журналах |
||||
15 |
Рефлексия, самоанализ, самооценка |
||||
Средний балл: |
Выводы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата
Подпись