Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 5 человек

Карточки контроля деятельности дефектологов

Дата: 6 ноября 2018 в 10:25, Обновлено 1 ноября 2023 в 10:05

ОБРАЗЕЦ                                                       

Карточка контроля

 анализа коррекционного занятия учителя-дефектолога
Цель контроля_____________________________________________________

Критерии и показатели

Баллы

Примечание

1

2

3

1

Задачи занятия:

  • актуальность поставленных задач для данной группы детей (на основе наблюдения);
  • оценка формулировок задач (насколько поставленные задачи характеризуются направленностью на ребенка, диагностичностью и конструктивностью);
  • оценка запланированного объема задач к занятию

2

Соответствие содержания занятия поставленным задачам

3

Особенности методики проведения занятий:

  • четкость структурирования занятия;
  • принципы, нашедшие отражение в содержании и организации деятельности учащихся, в методике работы на занятии;
  • наиболее эффективные методы и приемы коррекционной работы

4

Как учитель-дефектолог учитывал индивидуальные особенности и затруднения учащихся в процессе занятия?

5

Способствовал ли учитель-дефектолог созданию положительного фона деятельности детей на занятии и каким образом?

Средний балл:

Выводы:

степень реализации поставленных задач (наличие/отсутствие положительной динамики в овладении детьми определенной деятельностью);

наиболее и наименее удачные моменты занятия в плане эффективности влияния на решение поставленных задач

Пожелания, рекомендации:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                  Дата                                                                   Подпись                               Ф.И.О.      

По материалам книги Гладкая, В.В. Методика проведения  коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности»  с младшими школьниками с трудностями в обучении: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную  программу специального образования на уровне общего среднего образования / В.В. Гладкая. – Минск: Зорны Верасок, 2013. – (Коррекционная педагогика).

ОБРАЗЕЦ                                                     

Карточка контроля

 анализа коррекционного занятия учителя-дефектолога
Цель контроля_____________________________________________________

Критерии и показатели

Баллы

Примечание

1

2

3

1

Соответствие темы занятия задачам перспективного плана коррекционной работы

2

Соответствие содержания теме и задачам коррекционного занятия

3

Соответствие содержания возрастным и психофизическим особенностям развития воспитанников

4

Соответствие структурных компонентов  коррекционному занятию

5

Наполнение содержания занятия разнообразием  приемов и методов, их взаимосвязь, обоснованность  и соответствие  индивидуально-возрастным особенностям детей:

  • словесные;
  • практические;
  • наглядные; …

6

Использование на занятии различных пособий:

  • игрушки, иллюстрации;
  • модели, схемы, таблицы, образцы выполнения заданий;
  • ТСО (технические средства обучения);
  • ИКТ (информационные коммуникационные технологии);
  • ЭСО (электронные средства обучения)

7

Активность использования времени на занятии

8

Обеспечение эмоционального комфорта на занятии:

·         рефлексия;

·         игровая деятельность;

·         музыкальные паузы, физкультминутки и т.д.

9

Выполнение гигиенических требований и соответствие деятельности на коррекционном занятии нормативным требованиям

10

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся:

  • работа по активизации словарного запаса

11

Результативность коррекционной работы

12

Этика и культура общения учителя-дефектолога

Средний балл:

Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                  Дата                                                                   Подпись                               Ф.И.О.      

ОБРАЗЕЦ                                                       

Карточка контроля

 анализа занятия учителя-дефектолога
Цель контроля_____________________________________________________

Критерии и показатели

Баллы

Примечание

1

2

3

1

Соответствие программных задач возрасту и программным требованиям

2

Форма проведения занятия:

  • традиционное
  • игровой комплекс
  • сюжетное
  • комплексное
  • комбинированное

3

Вариативность методов, использованных на занятии (наглядных, словесных, практических, игровых…)

4

Способы организации детей, обеспечивающих смену видов деятельности (коллективный, групповой, работа в парах, индивидуальный)

5

Использование педагогических инноваций, технологий

6

Умение специалиста точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приемов

7

Умение регулировать поведение детей на занятии, умение сохранять интерес детей в течение всего занятия

8

Умение предусмотреть трудности учебного материала для отдельных обучающихся

9

Работа с детьми с разными темпами психического развития

10

Речевая активность детей

11

Работа над звукопроизношением

12

Развитие навыков фонематического анализа

13

Работа над звуковой структурой слова

14

Формирование новых понятий, активизация словаря

15

Обучение связной речи

16

Коррекционная работа

17

Стиль общения с детьми

18

Соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам

19

Оценка деятельности детей на занятии

Средний балл:

Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                  Дата                                                                   Подпись                               Ф.И.О.    

ОБРАЗЕЦ                                                       

Карточка контроля

Анализ логопедического занятия (аспектный)
Цель контроля_____________________________________________________

Критерии и показатели

Баллы

Примечание

1

2

3

1

Анализ целей занятия (соответствие целей занятия особенностям учебного материала, постановка и доведение целей занятия до детей)

2

Степень достижения целей занятия (образовательной, коррекционно-развивающей, воспитательной)

3

Анализ структуры и организации занятия:

  • соответствие структуры занятия его целям, продуманность выбора типа занятия, его структуры;
  • логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия;
  • целесообразность распределения времени между этапами занятия;
  • рациональность выбора форм обучения;
  • рациональная организация работы логопеда и детей от простого к сложному

4

Анализ содержания занятия:

  • соответствие содержания занятия требованиям государственных программ;
  • полнота, достоверность, доступность изложения;
  • степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия, связь занятия с жизнью;
  • формирование новых понятий, актуализация опорных знаний;
  • характер тренировочных упражнений (степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей);
  • инструкции и помощь логопеда;
  • степень усвоения нового материала (эффективность)

5

Анализ методики проведения занятия:

  • обоснованность и правильность отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствие содержанию материала, поставленным целям занятия, возможностям группы (ребенка);
  • эмоциональность подачи материала;
  • эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала

6

Анализ работы и поведения детей на занятии:

  • общая оценка работы группы (ребенка);
  • внимание и прилежание;
  • интерес к занятию;
  • активность детей (ребенка);
  • индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;
  • качество знаний, умений и навыков;
  • умение детей применять знания в различных ситуациях;
  • характер проверки знаний детей логопедом;
  • работа над ошибочными ответами

Средний балл:

Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                 

Дата                                                                   Подпись                               Ф.И.О.      

ОБРАЗЕЦ                                                      

Карточка контроля

Анализ логопедического занятия

с позиции реализации здоровьесберегающей функции
Цель контроля_____________________________________________________

Критерии и показатели

Баллы

Примечание

1

2

3

1

Создание необходимых санитарно-гигиенических условий обучения (свежий воздух, световой режим, оптимальная зрительная нагрузка и др.):

  • до начала занятия;
  • в ходе занятия

2

Учет медицинских рекомендаций для детей с нарушениями здоровья (нарушения зрения, слуха, осанки и др.)

3

Соблюдение психогигиенических требований к занятию:

  • стратегия сотрудничества педагога и ребенка;
  • учет возрастных особенностей детей;
  • обеспечение положительного эмоционального фона деятельности дошкольников;
  • оказание педагогом помощи детям;
  • создание ситуации успеха;
  • оценка педагогом деятельности детей, реакция педагога на ошибки детей;
  • создание условий для активизации познавательной деятельности;
  • реализация индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам;
  • обеспечение двигательной активности детей;
  • предупреждение перегрузки на занятии

Средний балл:

Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                 

Дата                                                                   Подпись                               Ф.И.О.      

ОБРАЗЕЦ                                                      

Карточка контроля

Выбор методов, приемов и средств обучения
Цель контроля_____________________________________________________

Критерии и показатели

Баллы

Примечание

1

2

3

1

Соответствие методов задачам обучения, дидактической цели, содержанию материала, возрасту детей, специфике предмета

2

Методы изучения нового материала, приемы новых технологий обучения

3

Методы закрепления и выработки умений и навыков

4

Методы стимуляции и мотивации учебной деятельности

5

Методы контроля и самоконтроля детей

6

Виды самостоятельных работ, методика их организации

7

Оптимальное сочетание различных методов; обоснованность выбора методов, соответствующих содержанию занятия

8

Использование учебных пособий, дидактического материала, наглядных пособий и технических средств обучения и контроля

9

Использование учителем-дефектологом микросреды кабинета

Средний балл:

Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                 

Дата                                                                   Подпись                               Ф.И.О.      

ОБРАЗЕЦ                                                      

Карточка контроля

Анализ коррекционной направленности занятия
Цель контроля_____________________________________________________

Критерии и показатели

Баллы

Примечание

1

2

3

1

Анализ коррекционно-развивающих задач занятия:

  • оценка формулировок задач
  • степень реализации поставленных задач

2

Как педагог учитывал недостатки  развития детей при организации их деятельности на занятии, какие условия создавал:

  • для успешного восприятия и осмысления материала
  • формирования новых понятий
  • запоминания материала

3

Какие специальные методы, приемы использовал педагог:

  • для стимуляции  познавательной активности детей
  • коррекции недостатков развития восприятия детей
  • коррекция недостатков развития мышления детей
  • стимуляции речевой активности детей, коррекции недостатков их речевого развития
  • развития у учащихся опосредованной памяти

4

Как педагог учитывал индивидуальные особенности и затруднения детей в процессе занятия

5

Насколько активно педагог использовал двигательные методы в процессе занятия

6

Способствовал ли педагог созданию положительного фона деятельности детей на занятии

Средний балл:

Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                 

Дата                                                                   Подпись                               Ф.И.О.      

ОБРАЗЕЦ                                                       

Карточка контроля

                          Характер взаимоотношений учителя-дефектолога и детей
Цель контроля_____________________________________________________

Критерии и показатели

Баллы

Примечание

1

2

3

1

Организация работы дошкольников на разных этапах занятия

2

Умение учителя-дефектолога владеть группой, активизировать деятельность детей, организовать самостоятельную работу

3

Индивидуальный подход к детям  на занятии

4

Уровень педагогических требований к работе воспитанников, их ответам, развитию мышления и речи

5

Характер постановки вопросов

6

Реакция на допускаемые детьми ошибки

7

Реплики оценочного характера, аргументация

8

Характер и тон дисциплинарных замечаний

9

Общая эмоциональная и интеллектуальная атмосфера на занятии

10

Соблюдение норм педагогической этики, культура общения

11

Стиль и темп работы учителя-дефектолога и их влияние на деятельность детей (бодрость, решительность, вялость, безучастность и пр.)

12

Стимулирование успехов детей и использование арсенала поощрений

13

Речевое взаимодействие на занятии (культура речи, логическая стройность, эмоциональность и пр.)

Средний балл:

Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                 

Дата                                                                   Подпись                               Ф.И.О.      

ОБРАЗЕЦ                                                       

Карточка контроля

Методический анализ этапов логопедического занятия
Цель контроля_____________________________________________________

Критерии и показатели

Баллы

Примечание

1

2

3

1

Содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу

2

Реализация дидактических принципов обучения

3

Методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия

4

Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов и приемов обучения; осуществление коррекционных приемов обучения; умение использовать методические пособия

5

Характеристика применяемых методических приемов (приемы привлечения внимания, активизации познавательной деятельности и др.), использование разнообразных форм активности детей (двигательной, зрительной, слуховой) с целью предупреждения утомляемости  детей

6

Обеспечение положительного эмоционального фона и интереса дошкольников к заданиям в процессе занятия

7

Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы

8

Использование воспитательных моментов занятия, специальных методических приемов

9

Контроль за речью детей, исправление допущенных детьми ошибок

10

Адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребенка

11

Доступность и четкость инструкций и вопросов учителя-дефектолога, использование вопросов различных видов (наводящие, альтернативные и др.)

12

Включение элементов рациональной психотерапии на занятии

13

Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей

Средний балл:

Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                  Дата                                                                   Подпись                               Ф.И.О.     

ОБРАЗЕЦ                                                      

Карточка контроля

Полный анализ занятия учителя-дефектолога (вариант 1)
Цель контроля_____________________________________________________

Критерии и показатели

Баллы

Примечание

1

2

3

1

Место занятия в системе занятий по теме, разделу. Связь занятий с предыдущими, ее осуществление

2

Задачи занятия: оценка формулировок задач

3

Содержание занятия: научность учебного материала; доступность; правильность отбора по объему, содержанию, трудности для детей; направленность материала на социализацию детей

4

Тип занятия: целесообразность выбора с точки зрения темы в целом, степени  готовности детей

5

Организационная  структура занятия: последовательность этапов занятия, их четкость, логичность, взаимосвязь; обеспечение целостности и завершенности занятия

6

Методическое обеспечение занятия:

  • использование методов и приемов обучения, характер их сочетания; целесообразность и эффективность применения; соответствие задачам занятия и особенностям детей
  • методика проверки знаний; методика изложения нового материала; методика закрепления материала
  • способы индивидуализации и дифференциации заданий на занятии
  • организация различных видов самостоятельной работы,  их место на занятии

7

Эффективность использования оборудования на занятии: наглядных пособий, ТСО, раздаточного материала, использование доски

8

Оценка деятельности учителя-дефектолога на занятии: учет и оценивание знаний детей, их деятельности; контакт с детьми; умение организовать работу группы, поддержать активность детей на занятии; отношение к детям с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка; средства общения учителя-дефектолога на занятии

9

Общая оценка занятия: выполнение плана, реализация поставленных задач; наиболее интересные моменты занятия

Средний балл:

Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                  Дата                                                                   Подпись                               Ф.И.О.      

ОБРАЗЕЦ                                                       

Карточка контроля

Полный анализ занятия учителя-дефектолога (вариант 2)
Цель контроля_____________________________________________________

Критерии и показатели

Баллы

Примечание

1

2

3

1

Анализ задач занятия:

а) правильность и обоснованность задач занятия с учетом программных требований, содержания материала, места занятия в системе занятий по данной теме, подготовленности группы

б) формы и методы доведения задачи до дошкольников

в) степень реализации поставленных задач

2

Анализ структуры и организации занятия:

а) логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия

б) целесообразность распределения времени по этапам занятия

в) рациональность использования оборудования, пособий, раздаточного материала

г) оптимальность темпа ведения занятия

3

Анализ содержания занятия:

а) соответствие содержания требованиям программы (стандарта)

б) логичность изложения материала

в) доступность изложения материала

г) связь содержания с жизнью

д) эффективность использования методов для совершенствования познавательной и речевой активности дошкольников

4

Анализ методики проведения занятия, деятельности педагога:

а) правомерность выбора методов, приемов, средств обучения с учетом задач занятия, возможностей детей группы

б) разнообразие методов и приемов, применяемых на занятии

в) организация педагогом самостоятельной работы детей, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность

г) педагогическая техника учителя-дефектолога: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования терминологии, способы поощрения

5

Анализ работы детей на занятии:

а) активность и работоспособность детей на разных этапах занятия

б) интерес к занятию (стойкий, нестойкий, к отдельным заданиям, отсутствие интереса)

в) наличие навыков самоконтроля

г) культура межличностных отношений

д) реакция на оценку учителя-дефектолога

6

Оценка санитарно-гигиенических условий занятия:

а) размещение дошкольников в кабинете (учебной зоне)

б) доска (пригодность для работы мелом, размещения наглядности)

в) приемы и методы работы по профилактике нарушений осанки и близорукости

г) выполнение гигиенических требований к наглядным пособиям и их применению

7

Психологический анализ занятия:

а) психологическое состояние детей в начале, ходе и конце занятия, готовность, собранность, настроение, эмоции

б) развитие и тренировка памяти детей на занятии

в) развитие и коррекция мышления на занятии

г) развитие воображения через образную подачу материала

д) развитие и коррекция внимания на занятии, его устойчивость на разных этапах занятия

е) способствовало ли занятие развитию личности ребенка и детского коллектива в целом

ж) учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детей группы, психологический контакт с группой, педагогический такт учителя-дефектолога

Средний балл:

Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                 

Дата                                                                   Подпись                               Ф.И.О.      

ОБРАЗЕЦ

Карточка контроля
для анализа деятельности учителя-дефектолога_________________________
Цель контроля________________________________________________ ___

Критерии и показатели

Баллы

Примечание

1

2

3

1

Знание особенностей психофизического развития детей

2

Знание нормативных правовых документов в сфере специального образования

3

Выполнение       программы       в       процессе организованной деятельности

4

Преемственность     в     работе     с     другими педагогами,  специалистами

5

Ведение документации:

•                 планирование

•                 состояние речевых карт

•                 индивидуальная работа с детьми

•                 мониторинг исправления нарушений

6

Использование   инновационных   технологий   в работе (на основе беседы)

7

Научно-методическое   обеспечение   (литература, методические рекомендации и др.)

8

Самообразование

9

Результативность работы (есть ли положительная динамика в развитии речи отдельных детей и группы/ПКПП в целом)

10

Взаимодействие с родителями по развитию речи детей

11

Эстетика, зонирование, систематизация материалов кабинета

12

Организация работы по максимально возможной социализации и интеграции детей с ОПФР

13

Выступление на педагогических советах, районных МО, городских семинарах, участие в конкурсах

14

Публикации в СМИ, предметных журналах

15

Рефлексия, самоанализ, самооценка

Средний балл:

Выводы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата

Подпись                                                          

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.